Устройство самоката
Современные самокаты легкие, быстрые и компактные, поэтому никого уже не удивляет их популярность и уверенная конкуренция с велосипедами. Зато устройство самоката известно не всем, хотя это важно. Средства индивидуальной мобильности (так их называют официально) могут выходить из строя по причине поломки и износа отдельных элементов, поэтому знать, как устроен самокат, точно не помешает. Информация также может пригодиться при выборе самой первой или новой модели.
Рама
Это несущий каркас, который соединяет основные узлы конструкции — руль и деку. Рамы изготавливают из алюминиевых и стальных сплавов, хотя на детских моделях бывают пластиковые основания.
Алюминиевая рама легче стальной, а стальная считается более крепкой. Однако в трюковых самокатах, где важен небольшой вес, обычно стоят рамы из сплавов алюминия с цинком, хромом и другими металлами, повышающими надежность конструкции.
Дека
Площадка для ног (дека) — важный элемент устройства самоката. Она может образовывать с рамой единое целое (на прокатных моделях) или быть съемной, установленной поверх основания, что удобно в плане замены.
Сегодня можно выбрать городской или трюковой самокат с оптимальной для себя декой. Они различаются по длине, ширине и высоте. Широкие и длинные платформы снижают маневренность. На низких не устает толчковая нога, но высокие площадки меньше повреждаются при неаккуратной езде.
Очень редко встречаются модели с гибкой декой из дерева. Отталкиваться придется с усилием, но кататься мягче за счет легкого пружинящего эффекта.
Руль
Стойка с перекладиной образует руль Т-образной формы в городских моделях и регулируется по высоте обычно с шагом 5 см. Устройство самоката для трюков несколько иное, в нем руль монолитный, иначе от прыжковых нагрузок он быстро разболтается и развалится. Форма его может быть Т-образной, а также Y-образной и Bat-wing (самый прочный, с оптимальным распределением нагрузки).
Руль трюкового самоката на 15-20 см шире, чтобы легче выполнять флипы, градусы, другие кручения и балансы. Высота руля трюковых моделей должна быть чуть ниже пояса райдера, а городского — чуть выше.
На ручках руля надеты грипсы — съемные накладки для лучшего захвата. Поролоновые быстро изнашиваются, резиновые надежнее и разнообразнее.
Колеса
За исключением трех- и четырехколесных кикбордов, устройство самоката предполагает 2 колеса, причем переднее может быть больше заднего (в городских моделях). На трюковых моделях установлены колеса диаметром 100-125 мм для максимальной маневренности, а вот для быстрого разгона и хорошей скорости по городским дорогам нужны колеса 200 мм.
Самые распространенные колеса изготовлены из полиуретана — оптимально жесткие и скоростные. Надувные самые мягкие и плавные даже на плитке. Резиновые встречаются реже, но на скользкой дороге им нет равных по безопасности.
За нормальное вращение колес отвечают подшипники. У них есть класс точности ABEC: 3, 5, 7, 9, 11. Чем выше класс, тем сильнее разгоняется самокат, но и быстрее износится подшипник. В трюковые модели высокоточные подшипники не ставят, они развалятся очень быстро.
Тормоз
Этот элемент устройства самоката отвечает за безопасность. Во многих моделях тормоз ножной наступной — тормозная колодка спрятана под задним колесом и срабатывает при нажатии ногой на крыло. Такая особенность неудобна только с непривычки, но к ней быстро привыкают.
Однако есть модели с ручным тормозом на ручке руля, они подходят для спокойной езды.
Складной механизм
Городской вариант служит не только для развлечения, но и для поездок до метро, места работы или учебы. Поэтому в устройстве самоката придуман складной механизм.
Не особенно удобны модели, где складывается только руль, и конструкция уменьшается по высоте. Гораздо более компактными становятся самокаты, которые складываются пополам в месте крепления рулевой стойки к деке.
Амортизаторы
Для смягчения тряски при езде на колеса ставят пружинный механизм. Передний снижает вибрацию на руки, задний — на ноги и позвоночник. Вообще, вопрос того, нужен ли в самокате амортизатор, достаточно спорный, и в наш сервисный центр часто обращаются с просьбой его снять.
Амортизаторы — необязательный элемент. Они увеличивают вес конструкции, снижают скорость, требуют регулярного обслуживания (чистки и смазывания) с разбором рулевой колонки, что тоже лучше делать в мастерской. Но вибрации они гасят ощутимо. Поэтому присматривая себе самокат, приходится выбирать между скоростью/весом и комфортом езды.
Автор статьи: Денис
Старший мастер по ремонту городских самокатов,
специалист по гарантийному ремонту
- Комментарии